Новый оперный театр кукол — успех «Руслана и Людмилы»

Май 17, 2012 - 10:43

Рубрика:

О новой постановке Нового оперного театра кукол («НОТКа») рассказывает его главный режиссёр и художественный руководитель Нонна Калер-Слуцки.

25 лет назад в стенах Московской консерватории имени Чайковского велись такие разговоры: «Классическое искусство становится никому не нужным, оно отмирает{C}, никто не хочет ходить на концерты, людям некогда и лень, устали, интерес пропадает...». 20 лет спустя я встретилась со студентами Московской консерватории в стенах альма-матер, — и что вы думаете? — Опять те же разговоры: «Интерес пропадает, скоро классическая музыка будет никому не нужна...». Я уверена, что классическая музыка будет жить столько, сколько будет существовать человечество... И даже не так важно, в каком возрасте человек приобщится к Музыке.
 
В ходе представления. Фото Ольги Кукловой.
 
У меня есть пример: один человек лет до 35-ти не ходил ни на какие концерты, не слушал классические произведения, — только эстраду, рок, — в общем, что попроще, или погромче и ложится легко на ухо. И вдруг... он услышал Моцарта, случайно, — музыку, которая периодически звучала вокруг как назойливый музыкальный фрагмент... услышал! С тех пор уже лет десять этот человек покупает лучшие записи классической музыки, слушает, анализирует и разбирается. Да, и — наслаждается. Вот так открылся ему мир Музыки.
Музыканты всего мира пытаются найти различные средства приобщения общества к бессмертным творениям гениев. На мой взгляд, опера «пошла» довольно примитивным путем: «Если публика не может подняться до «элитарного» уровня музыки, то мы «опустимся» до уровня обывателя. Путь, по-моему, совершенно ложный. Большой театр — ярчайший пример позорного «опускания» оперы на уровень животных инстинктов. Пересекли грань — и опозорились. В Дрездене я была на спектакле «Веселая вдова», — там тоже использовали современные декорации и перенесли события в мир современный. Но спектакль прозвучал, потому что постановщикам в чувстве меры не откажешь... Не упали. Моё мнение: сочинение, написанное современником для современников, пусть 200 лет назад, можно перенести в наш современный мир. Сказка же должна оставаться в эпохе «дел давно минувших дней», в «преданьях старины глубокой»...
В мае 2012 года труппа Нового оперного театра кукол (театр «НОТКа») выпустила в свет новый спектакль — сказочную оперу «Руслан и Людмила», — сокращенный вариант оперы Михаила Ивановича Глинки. Театр наш специфический и, по общему мнению, уникальный: живые голоса «в обнимку» с куклами и певцами-актерами — проживают на сцене действо.
Синтез стилей вызывает любопытство и интерес и взрослых, и детей.
Дети, наблюдая за происходящим на сцене действом, слушают гениальную оперную музыку, «ненавязчиво» приобщаясь к высокому искусству, а взрослые забавляются игрой кукол, одновременно слушая замечательное исполнение музыкантов. Каждый зритель находит для себя что-то ему одному интересное.
 
Авации после спектакля в Роквилле. На сцене исполнители и постановщики кукольной оперы «Русслан и Людмила». Фото Ольги Кукловой.
 
Три спектакля прошли 11, 12 и 13 мая в Роквилле и Балтиморе, еще один спектакль состоится 19 мая в Балтиморе. Вот один из отзывов:
— Нашим детям очень понравилось, но они, кажется, не поняли, — там все поют... а прочитать [субтитры] еще не могут...
Мнение другой мамы — совершенно противоположное:
— Мне очень помогли субтитры, — я читала и рассказывала своему ребенку.
Некоторые родители рассказали, что начали готовиться к спектаклю заранее: посмотрели фильм, почитали фрагменты из поэмы Пушкина,  говорили об опере. Это, на мой взгляд, самый правильный способ подготовки ребенка к оперному спектаклю. 
Мнения расходятся, но общий отклик весьма положительный: спектакль очень понравился, очень! Многие родители и дети захотели посмотреть спектакль еще раз, — заказали билеты на последний спектакль.
Девочки, конечно, влюбились в Людмилу («она ужжжасна и прекрасна!»). А кто-то из взрослых ее раскритиковал, — она слишком гротескна. Ну что поделать, — гротеск — это часть кукольного представления.
Цель и задача театра, прежде всего, эстетическо-воспитательная, направленная на приобщение детей (и взрослых) к культуре. Воспитательная задача — прививать любовь к музыке, в частности, к русской музыке, которую я с детства люблю и на которой я была воспитана и воспитываю своих детей.
У нас поют русские певцы (я не поклонница исполнения русской музыки иностранными певцами).
Голоса в театре прекрасные: Владимир Экзархов, Альберт Нидель, Пётр Слуцкий, Алина Антоненко, Заслуженная Артистка России Лидия Кутилова. Артисты кукольного театра — незаменимый Леонид Степанов, Галина Лангер, Радмила Яшнык, — работают потрясающе, весело, споро. В театр пришла молодая актриса — Ребекка Камински. Сколько находок было придумано в процессе репетиций! В руках Сергея Ершова, музыканта огромного таланта, кларнет и флейта звучат изумительно! Костюмы и декорации исполнили профессиональные художники и декораторы.
 
Нонна Калер-Слуцки — цветы после спектакля... Фото Ольги Кукловой
 
Первый спектакль «Царица Эсфирь» мы сделали с художником Ноем Волковым. Декорации к спектаклю «Руслан и Людмила» — работа художника Изи Шлосберга. Костюмы для кукол создала потрясающий дизайнер, — Мила Степанова. Победой нашего театра я считаю то, что к нам в театр приходят новые люди, энтузиасты, на плечи которых ложится море работы. Ведь вся огромная подготовка к спектаклю была проведена на абсолютном энтузиазме. Нам помогали и взрослые, и дети. В спектакле участвуют двое детей — Яша Слуцкий и Мишел Далтон, — актёры детского театра пор управлением Леонида Степанова.
Станислава Далтон, Борис Мар, Алла Фридман, Леонид Каминский, Лариса Ротницкая, — оказали неоценимую помощь театру и, в частности, настоящему спектаклю.
В планах театра «НОТКа» — опера современного композитора Альберта Маркова «Шах и Мат» и опера Римского-Корсакова «Снегурочка». После одного из спектаклей ко мне подошел ребёнок лет шести-семи, рассказал, что ему очень понравилось, а потом «заказал» спектакль «Бременские музыканты».
Оперу «Руслан и Людмила» поставили к 170-летию создания оперы. (Глинка начал работать над оперой в 1837-м году, в год кончины Пушкина, а закончил оперу через 5 лет, в 1842-м.) Правда, когда я задумала спектакль, я об этом не помнила: идея просилась в руки, и я начала работать над оперой летом прошлого 2011 года. А уже потом оказалось, что год 2012-й для оперы — юбилейный. Так совпало.
 
Нонна Калер-Слуцки
 

 

Поделиться: