В ожидании Темного Бала. Вампиры в петербургской музкомедии

Опубликовано: 10 августа 2016 г.
Рубрики:

Лето пошло на убыль. Наплыв туристов в Санкт-Петербурге скоро начнет спадать, а вместе с ним и господствование «Лебединого озера» в ведущих театрах города. Последний лебедь махнет своим белоснежным крылом на прощанье, улетая со сцены театра музкомедии, и его место займут совсем другие герои.

Весь театрально-музыкальный Петербург находится в ожидании возобновления культового «Бала вампиров». Это мюзикл Джима Стеймана, либретто и стихи Михаэля Кунце, музыкальный руководитель и дирижер Алексей Нефедов. Спектакль можно будет увидеть уже во второй половине августа в театре музкомедии.

Мюзиклу удалось завладеть сердцами зрителей. Билеты на премьерный и на последний спектакль первого блока давно раскуплены. Уже в мае театралы интересовались составами и сетовали на то, что в концерте «Хиты Бродвея» убраны сцены из «Вампиров». Мне посчастливилось – на 8 марта получила в подарок билет на премьеру.

В основу мюзикла положен сюжет фильма Романа Полански «Бесстрашные убийцы вампиров», пародии на готические «ужастики». Это история о поисках профессором Абронсиусом  и его помощником-ассистентом Альфредом замка древнего вампира. В деревне, что встретилась на пути, они знакомятся с девушкой Сарой. Девушка эта в последствии оказывается на балу в качестве красивой гостьи и изысканного кушанья бессмертных. В замке профессор и его ученик переодеваются в вампиров и сбегают вместе с Сарой, которой все-таки не удалось избежать укуса вампира. Признаюсь, этот фильм маститого режиссера меня не впечатлил. Поэтому первый раз шла на «Вампиров» как на модный спектакль. И была приятно удивлена.

Сценическое воплощение истории превзошло экранное. Спектакль красивее, таинственне, жестче и глубже, чем фильм. Декорации, в том числе и мультимедийные,  приобрели объем, реальность. Замечательная режиссура и хореография, прекрасная музыка и вокал сделали действие  живым, гармонично сочетающим различные стороны человеческого существования – прозу жизни и романтизм, философию и иронию, юмор. Чувства героев стали искренними.

Возьмем, к примеру, «неутолимую жажду» графа фон Кролока – арию-исповедь перед зрителями. Или находчивость девушки Сары, которая обманула бдительность строгого отца, «случайно» оказавшись в ванне, предназначенной для гостей. Обратная же сторона строгости папаши девушки – его частые путешествия «налево».  Интересная находка - нетрадиционная ориентация вампира Герберта и охватившее его чувство к Альфреду. Сам профессор – забавная и меткая пародия на некоторых научных «светил». Комментарий же Абронсиуса  по поводу танца его ученика с Гербертом - «жаль, что на твоем месте был не я» - можно понимать по-разному…

Два года назад был отыгран последний «Бал» и мы попрощались с «Вампирами». Но, к счастью, не навсегда.  Театралы соскучились по обаятельному вампиру Герберту, которого столь изящно и иронично играл Кирилл Гордеев.  По самому графу фон Кролоку и его завораживающим  ариям в исполнении Ивана Ожогина. В других составах графа-вампира играли Александр Суханов и Ростислав Колпаков. Колпаков в своих лучших традициях радовал зрителей также и в образе вампира Герберта.

Зрители ждут встречи с милейшим профессором и его учеником. И с удивительной девушкой Сарой (Елена Газаева, Вера Свешникова), которая готова распрощаться со своей бесцветной жизнью ради тяги к неведомому и таинственному, ради мечты. Сара предпочла умереть любя, а не жить скучая. Умереть она не умерла, переродилась после укуса неотразимого графа фон Кролока.

В ожидании «Бала» я попыталась составить представление об исполнителе роли «главного вампира» Иване Ожогине по материалам прессы. Лишний раз убедилась в гениальности утверждения Сальвадора Дали: «Не бойтесь, совершенства, оно вам не грозит». Почитала интервью с актером. И признаюсь, была во многом с ним не согласна и несколько разочарована.

В интервью с артистом, опубликованном в рекламном издании «Free Тайм», прочла следующую фразу: «Захотелось Саре сладкой жизни, удовольствий, она их получила». Позвольте, в каком месте спектакля ей обещали сладкую жизнь? Существо из замка, которое изредка бывает в селение, крайне неприглядно. Граф являясь к ней в грезах, поет о стремление к мечте, тайне, красоте, но не сулит «горы злата». Девушка хочет выбраться из окружающего ее житейского болота, что касается финансовой стороны, то ее отец – один из наиболее зажиточных людей селения.

У Сары есть нечто, объединяющее ее с профессором и его ассистентом – тяга к запретному знанию. Та тяга к знанию, которую обожествил великий Гете в своем «Фаусте». В другом месте этого же интервью актер заявил: «Мне ничего не приходит в голову, что было бы для меня непростительным грехом».

А как насчет братоубийства или изнасилования невинного ребенка? Один из Ожогинских героев Хайд казнил епископа за меньшее прегрешение. В группе актера «в контакте» им опубликованы следующие строки: «4 недели осталось до того момента, когда разверзнется земля… над ними всеми … страх и ужас всея граф фон Кролок».

Но фон Кролок – не единственный, кто привлекает внимание зрителей. В мюзикле есть и другие персонажи, некоторые из них  сценически более интересны. К тому же земля там не разверзается. И в особый ужас граф-вампир никого не вводит. Существует скрытно. Что логично, днем вампиры беззащитны в своем непробудном сне. Профессору пришлось приложить немало усилий, чтобы отыскать их замок. Собственно, вампиры и соседи-селяне живут довольно  гармонично.

Получается, что привлекательность, глубина  героев актера – это результат хорошо наработанной техники, многолетнего опыта, а также заслуга режиссера и партнеров по сцене. Актер Ожогин, бесспорно, талантливый.

Но создается впечатление, что артист до конца не понимает, насколько многогранны и внутренне интересны герои спектаклей, в которых он занят. Что ж, вкушая блюда «высокой  кухни» и наслаждаясь ими, не стоит заглядывать на саму кухню. Сожалею, что попыталась приоткрыть ее двери и испортила удовольствие от предвкушения.

Мы, зрители, надеемся на то, что не будем разочарованы. Составы на момент написания этих строк неизвестны. По предварительной информации, на премьерных спектаклях роль графа фон Кролока сыграет «заслуженный  вампир» Иван Ожогин, Сару – Елена Газаева, Герберта – Кирилл Гордеев. В настоящее время российского актера Ожогина нет на сцене в берлинском возобновленном «Бале вампиров». В 2013 году в Берлине фон Кролока исполнял он.

 Ждем того вечера, когда солнце начнет тонуть в Неве, а сцена театра музкомедии окрасится красноватым светом софитов, и грянет Темный Бал. У счастливых обладателей билетов на премьеру еще есть время пофантазировать и подобрать наряды, чтобы «не ударить в грязь лицом».  А актеры пока примеряют костюмы своих героев, шлифуют интонацию, движения рук, повороты головы, походку, жесты. Звукооператоры и осветители колдуют над звуком и светом… В «закулисье» кипит работа, дабы воплотить в явь замыслы творцов мюзикла.