Окончание. Начало см. Часть 1
Нищенка-подвижница и Христос-сеятель
Здесь, на Немецком-Введенском кладбище, давно уже стало традицией среди верующих живых нести к могилам мертвых свои невзгоды, просить у них помощи – в делах, в любви, в семейных неурядицах, в избавлении от врагов, от разного рода недугов. Еще один пример тому – усыпальница Эрлангеров, стены которой сплошь испещрены надписями, адресованными Всевышнему. Люди верят, что мольба их достигнет цели... Но, в данном случае, с хозяином захоронения, Антоном Эрлангером, эта вера напрямую не связана. То есть его в посредники между людьми и Богом никто не записывал.Его отец, Максим Эрлангер, приехавший в Россию из Германии, был композитором и дирижером, и работал в Мариинском театре. Антон пошел по другому пути, став крупным мукомольным промышленником. В 1881 году он открыл в Москве (в Сокольниках) мукомольный комбинат, и построил первую в России гигантскую па-ровую вальцевую мельницу фантастической производительности, перерабатывавшую до 170 тонн зерна в сутки. А потом начал строить аналогичные мельницы по всей стране (около 800 штук). Он делал щедрые пожертвования на благотворительные нужды, учреждал стипендии, помогал бедным, открыл школу мукомолов в Москве. А в Ялте купил землю и разбил на ней огромный общественный парк, который ялтинцы до сих пор знают, как «Парк Эрлангера».
Антона Эрлангера называли «мучным королем», основателем мукомольной промышленности России. Превратившись в Мелькомбинат №1, его мельница в Сокольниках работает по сей день. Ей и имя присвоили – увы, не ее создателя, как следовало бы ожидать, а председателя Госплана СССР Цюрупы. А имя Эрлангера осталось только на его усыпальнице.
Построил ее друг Антона, Федор (Франц-Альберт) Шехтель, тоже обрусевший немец, один из крупнейших зодчих рубежа XIX-XX столетий, кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава. Компактный, уютный и в то же время монументальный молельный домик в виде часовни-склепа с летящими ангелами на фронтоне был спроектирован Шехтелем по типу античных храмов, с полукруглым куполом.
Там, на алтарной стене, напротив входа, в неглубокой нише, находится большое мозаичное панно, размерами 2 на 1,5 м. На нем аллегорическая композиция в древнерусском стиле: Христос, сеющий на земле зерна добра. Панно освещено естественным светом, льющимся сверху из трех полукруглых окон. Автор живописного эталона к мозаике известный русский художник Петров-Водкин. В качестве сюжета он не случайно избрал рассказанную Христом «Притчу о сеятеле», учитывая род деятельности семьи Эрлангер, хлебных торговцев и мукомолов.Вот к этому «Христу-сеятелю» и обращались верующие, записывая свои мольбы и просьбы на стенах часовни карандашами, ручками, фломастерами. Они-то про панно знали, тогда как миру искусства оно долгое время оставалось неизвестным – до тех пор, пока одна простая женщина, московская армянка Тамара Павловна Кронкоянс, не имея за душой ни гроша, не умудрилась отреставрировать за свой счет усыпальницу Эрлангеров и попутно защитить от разрушения могилу старца Захария.
До своего духовного подвига, как классифицировала ее поступок церковь, Кронкоянс лет 10 была прикована к постели – отказывали ноги. Женщина горячо молилась, прося у Бога исцеления, чтобы успеть совершить какое-нибудь благое дело. Ее молитва была услышана. Чудо свершилось. Она встала на ноги.
Тамара Павловна не забыла свой обет. В 1990-х она поселилась на Немецком кладбище, в железном строительном вагончике, терпя жару и холод, ухаживала за могилами – не теми, за которые платят, а за заброшенными. Видя, в каком запустении находится могила старца Захария и усыпальница Эрлангеров, она задалась целью привести их в надлежащий вид. Поскольку своих средств у женщины не было, она просила милостыню у посетителей кладбища. Ее многие знали и практически никогда не отказывали. За 12 лет ей удалось собрать необходимую сумму – 100 тысяч рублей.Благодаря стараниям этой удивительной женщины и с благословения Патриарха Алексия Второго, могила старца Захария укрылась от непогоды часовней – медной снаружи, обшитой деревом изнутри, а усыпальница Эрлангеров обрела свой первозданный вид.
В 2001 году киностудия «Патсмос» сняла документальный фильм «Прощеное воскресенье», рассказавший о подвижничестве Тамары Павловны Кронкоянс. Тогда-то общественность и узнала о еще одной работе Петрова-Водкина, сокрытой в частной усыпальнице и не значившейся ни в одном каталоге. Сейчас Кронкоянс 76 лет. Она жива и здорова.
Кого влечет Вампирский склеп?
До склепа, известного в народе как «Дом на песке», «Вампирский склеп» или просто «Вампирка», у подвижницы из народа руки еще, видимо, не дошли. (Вампирским его окрестили потому, что кто-то якобы наткнулся в нем на торчащую из земли руку.) Это ветхое, полуразрушенное сооружение, несмотря на свою безусловную архитектурную ценность, пользуется дурной славой – в первую очередь, из-за готов, повадившихся в последние десятилетия совершать там свои ритуальные обряды, сродни черным мессам сатанистов.Кто такие готы? Goths (варвары) – крайне экзотическая молодежная, скорее даже подростковая субкультура, зародившаяся в конце 70-х прошлого века (а в России еще позже), зацикленная на смерти, мистике, загробной жизни, на страданиях и боли (через садо- и мазохизм).
Выглядят готы вызывающе странно. Одеваются только во все черное, вычурное, бьющее в глаза. Ногти черные, волосы черные, иногда выбритые на висках до макушки. Густой макияж – мертвенно белые лица с черными или красными губами и непременной черной обводкой вокруг глаз. В одежде и украшениях используют атрибутику Смерти и сатанинскую символику. Откровенно подражают некроманам (испытывая особую страсть к кладбищам), вампирам (при встречах целуют друг друга в шею), зомби (демонстрируют полную отрешенность от внешнего, материального мира) и сатанистам, эпотируя окружающих. Любят устраивать ночью на кладбищах коллективные сходки под музыку с оргиями. Этакая полудетская извращенная романтика, которая с возрастом, как правило, проходит.
Вот эти московские готы и облюбовали «Вампирку» на Введенском кладбище. Они так «достали» его администрацию, что той пришлось принимать защитные меры – усиливать ночную охрану, оснащать их излюбленные места видеокамерами. «Некроманов» после этих мер явно поубавилось. Но прошло несколько лет, и они снова начали объединяться – пока в интернете, для возобновления ритуальных встреч у «Вампирки». Воззвание к готам-единомышленникам на их сайте начинается так: «Все, кто любит бывать на этом замечательном Кладбище, кто понимает его красоту, слышит вечный диалог Жизни и Смерти... Те, которые касаясь вековых стен склепов, ощущают дуновение времени... Все, понимающие величайшую ценность Введенского Кладбища... ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС!»
«Вампирка» или «Дом на песке» – усыпальница со склепом, вход в который, по древним лютеранским традициям, выполнен в виде полуразрушенного античного портика храма, символизирующего Врата в загробный мир (что, видимо, и привлекло готов). Кому она принадлежала, доподлинно неизвестно, так как на ней нет имен. Но есть версии. По одной из них – семье крупного предпринимателя и инвестора фона Вогау. По другой – семье немецкого купца Людвига Кноопа, ставшего в России мануфактурщиком-миллионером Львом Герасимовичем Кнопом, «отцом русского ситца», о котором в Москве ходила поговорка: «Где церковь, там и поп, где фабрика – там Кноп».
Я не случайно заострила внимание на последнем захоронении. Именно с ним, еще до появления на свет московских готов, связана самая интересная, самая загадочная и печальная история Введенского кладбища. Точнее будет сказать – со статуей, некогда его украшавшей.
«Икона Спасителя»
Начинается эта история с другого захоронения, находившегося напротив «Дома на песке». Монументальный фамильный некрополь принадлежал представителям старинного немецкого дворянского рода, баронам фон Мекк. Глава династии строителей и владельцев железных дорог, Карл Фёдорович фон Мекк, до революции был одним из основоположников российского железнодорожного транспорта. Его сын и преемник, барон Николай Карлович фон Мекк, четверть века (с 1892 по 1927) возглавлявший Общество Московско-Казанской железной дороги, внес огромный вклад в развитие транспортной системы всей страны, как до революции, так и после.
Николай Карлович был связан делами с Флоренцией, где имел два собственных дома. Там он и заказал известному флорентийскому мастеру, профессору Рафаэлло Романелли, скульптуру Христа (на пьедестале размашистым почерком автора поставлена подпись, дата и адрес его мастерской во Флоренции), и сам же привез отлитую в бронзе двухметровую статую в Москву – сначала по воде до Крыма, а оттуда – железной дорогой.
Это потрясающей красоты произведение искусства, как вскоре выяснилось, обладало не только огромной силой эмоционального воздействия на человека, буквально приковывая к себе его взгляд и душу, но и чудодейственными свойствами.
Христос изображен в непринужденной, полной внутреннего достоинства позе со слегка откинутой головой, обеими руками указывающий куда-то вправо и вниз. Есть версия, что первоначально, по задумке автора, это была композиция из двух фигур, называвшаяся «Блаженный у ног Христа». Блаженный, притулившийся тут же, на ступеньках некрополя, со страдальческим выражением лица смотрел на Христа. Москвичи – и лютеране, и православные, боготворили статую Христа, окрестив ее «Иконой Спасителя», но невзлюбили юродивого. Даже фотографируясь рядом с «Христом», старались заслонить собой вторую скульптуру, чтобы на фото ее не было видно. А потом «Урод», как его называли, и вовсе с кладбища пропал.
В 1929 году советская власть «щедро отблагодарила» Николая фон Мекка за все, что этот яркий и благородный человек для России сделал – его расстреляли. А фамильный некрополь уничтожили, сровняв с землей. Накануне этого варварства неведомые почитатели «Иконы Спасителя» успели тайно перетащить статую к соседнему безымянному захоронению – к «Дому на песке».
Там она и простояла до 1947 года. Слава о том, что статуя чудотворна, быстро распространилась по всей Москве. Верующие устраивали к ней настоящее паломничество. Собирали стекавшую с кистей бронзовых рук дождевую воду, омывались ею, пили ее. А когда дождя не было, приносили воду с собой и поливали статую. Даже в зимнюю стужу. Говорили, что «Икона Спасителя» способна снять неизлечимый недуг или исполнить просьбу в течение получаса. Верующие оставляли записки с мольбами о помощи у подножья статуи или писали прямо на стенах склепа.В «Житии» широко известной святой блаженной Матроны («Сказание о житии старицы Матроны») записано, что когда она тяжело заболела и у нее отказали ноги, она послала свою келиньицу в 30-градусный мороз на Немецкое кладбище к статуе Спасителя. Облив водой руку «Христа», монашка собрала ее в сосуд и принесла матушке. Матрона исцелилась.
О чудодейственных свойствах статуи я впервые услышала от мамы и бабушки. Всякий раз, навещая могилы близких, они видели толпившихся перед ней людей. Одни шли за исцелением сами, другие приводили своих древних стариков и нуждавшихся в божьей помощи детей. А когда получали то, о чем просили, в благодарность несли цветы к подножью статуи.
Теперь уже мало кто из них знал, что предназначалась она совсем для другой могилы. Да и какое это имело значение. Для тех, кто в нее верил, статуя существовала сама по себе, как прямая связь с Господом. А «Дом на песке» стал для идущих к ней ориентиром, проводником, посредником. Этаким объектом номер один на всем Введенском кладбище. В те годы, когда статуя Христа стояла перед ним, все его стены были испещрены надписями-просьбами. Администрация кладбища их раз в год терпеливо закрашивала.
Похищенный Христос
Такой фанатизм не мог не насторожить власти города. После совещания вверхах было принято решение проблемный объект с кладбища убрать. При этом действовали довольно вероломно. Скульптуру обшили досками, засыпали опилками и ночью тайно с кладбища вывезли. А на ее месте оставили такой же деревянный ящик, только пустой. Людям долгое время морочили голову, дескать, статуя вот она, здесь, ждет реставрации. А когда терпение людей иссякло и собравшаяся толпа потребовала: «Верните нам нашего Христа», ящик у них на глазах вскрыли, и все увидели, что он пуст. Ожидавшим цинично заявили: «Ваш Христос вознесся».
Произошло это в 1947 году. С тех пор никто не знал, куда увезли статую и что с ней сделали. А между тем вокруг нее шли непрекращавшиеся письменные и устные дебаты (или, как их церковь окрестила – торги), продолжавшиеся до 1976 года, когда было принято окончательное решение передать статую Христа, работы флоренийского мастера Романелли, музею Московской православной духовной Академии Троице-Сергиевой лавры (Сергиев-Посад). О том, что судьба статуи решалась долгих 30 лет, стало известно благодаря директору музея, Давиду Саркисяну. Он, как выяснилось, по собственной инициативе, собирал все документы, связанные с соответствующей перепиской должностных лиц, а перед смертью передал всю папку с архивом церкви.
Так статуя Христа, наконец, нашлась. Она украшает церковно-археологический кабинет музея Академии и снова доступна для обозрения.
P.S. Вот видеоролик, в котором протодиакон рассказывает непростую историю статуи. Ролик дает возможность поближе познакомиться с этим удивительным творением флорентийского мастера.
Добавить комментарий