Захват
A Hijacking
Сценарист и режиссер Тобиас Линдхольм
В этом датском фильме речь идет о том, как грузовое судно «Розен» в Индийском океане захватывают сомалийские пираты.
В соответствии с явно прогрессивными убеждениями автора фильма ему удалось сделать из этой истории поношение капитализма.
Сперва нас знакомят на судне с упитанным корабельным коком Миккелем. Он обожает жену и детей, с которыми ласково разговаривает по радиосвязи. Миккель — хороший пролетарий.
Затем в Копенгагене мы видим Петера, поджарого и элегантного управляющего пароходством. Он ведет коммерческие переговоры с японцами. Японцы запрашивают за что-то очень высокую цену, но Петеру удается заставить их эту цену сильно снизить. Петер — акула капитализма.
Как пираты захватывают корабль, нам не показывают. Они вообще не интересуют автора, он относится к ним как к чему-то вроде природного бедствия, и мы их почти не видим. Так, немного мелькают, бегают и кричат. Их требования передает Миккелю их переводчик. Капитан болен, и кок становится главным связным с Данией.
Скоро обнаруживается, что главный конфликт фильма — не между бандитами и их жертвами, а между трудящимися и их бездушными датскими хозяевами.
Пираты сначала заламывают выкуп в 20 миллионов. Но Петер, поддерживаемый своим консультантом-американцем, отвечает отказом. Решение, вообще-то, вполне правильное. Если удовлетворять аппетиты пиратов по их первому требованию, нетрудно представить себе, к чему это приведет. Но этот отказ изображен как злодейство. Пираты не пускают экипаж в уборную, и люди мучаются в грязи и вони. На родине их страдающие семьи собираются в церкви и просят пожалеть моряков.
Потом уборные все-таки открывают. Более того, у пиратов и датчан обнаруживается классовая солидарность. Однажды они не только ловят вместе рыбу, но и вместе едят ее, сопровождая этот пир выпивкой и громкими песнями.
Торг, однако, продолжается. Бездушный Петер пытается сбить цену все ниже. Ведь закон его жизни — капиталистическая прибыль. Моряки страдают дальше. Так проходит четыре месяца! Однако, когда Петер доводит, наконец, цену до 3 миллионов, и пираты соглашаются, один из них ни с того ни с сего приканчивает капитана (тот пытался по-хорошему убедить пирата не срывать с шеи кока медальон с портретом дочки). Мы должны понять, что виноват в убийстве Петер, который слишком долго торговался, и у пиратов кончилось терпение.
Пиратам сбрасывают деньги с самолета, и кок вместе с товарищами возвращается домой. Но напрасны ласки семьи — бедняга не реагирует. Видимо, потерял рассудок от мучений. А бесчеловечный капиталист в полном порядке и, как ни в чем не бывало, разъезжает на своей роскошной машине.
Все это дело американская реклама почему-то называет триллером, основанном на «тайне и напряжении». Изобразительно это сделано неплохо, потому что снимали на настоящем корабле. Но лобовая примитивность «прогрессивного» сюжета все убивает.
На сайте «Гнилые помидоры» критики заходятся от восторга — 99 процентов похвал и 77 процентов одобрения зрителями. Похвалы имеют, конечно, идейную подкладку. Один рецензент называет фильм «гуманистическим комментарием о мотивах и подоплеке капитализма».
Эх, викинги, викинги!
**
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий