Скажи мне, кто твой друг
The Company You Keep
Режиссер Роберт Редфорд
Блистательный творческий путь суперзвезды Роберта Редфорда закончился, на мой взгляд, в конце 80-х годов, когда ему перевалило за пятьдесят. После этого, хотя он поставил еще четыре фильма и сыграл в шести, он больше известен как основатель кинофестиваля Сандэнс и пламенный защитник окружающей среды. Помню, как он приезжал во время перестройки в СССР и выступал у нас в Доме Кино, но говорить желал исключительно про парниковый эффект.
По своим политическим взглядам Редфорд убежденный либерал, что отразилось и в его работе. Такие фильмы с его участием, как «Погоня» (1966) и «Три дня кондора» (1975), были радостно закуплены Советским Союзом, поскольку разоблачали американский расизм и происки ЦРУ, а фильм «Какими мы были» (1973), восхваляющий американскую коммунистку, не попал в наш прокат только из-за слишком очевидного еврейского происхождения героини (ее играла Барбра Стрейзанд). «Вся президентская рать» (1976), где Редфорд сыграл Боба Вудварда, пугала зрителя ужасами Уотергейта. В 1988 году Редфорд поставил фильм «Война за бобовое поле в Милагро» про то, как американские власти и бизнес угнетают «чиканос» в штате Нью-Мексико. В 2004 году он был продюсером фильма «Мотоциклетные дневники», с большой симпатией изображавшего Че Геварру в молодости. Фильм Редфорда «Агнцы вместо львов» (2007) выражал его недовольство войной в Афганистане, но провалился в прокате.
Принято считать, что Редфорд прекрасный режиссер, потому что в 1980 году его режиссерский дебют «Обыкновенные люди» имел большой успех. Речь в фильме шла о конфликте, раздирающем семью после того, как старший сын утонул, а младший считает себя виноватым и лечится у психиатра. Мне картина показалась наредкость неинтересной, но Академия кино была другого мнения и наградила ее четырьмя «Оскарами», в том числе за лучший фильм.
Я упорно продолжаю считать, что режиссура — не призвание Редфорда, и люблю его как актера, особенно в фильме «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид».
На мой взгляд, в нынешнем фильме он снова подтвердил свою приверженность левому либерализму и то, что для режиссуры он не создан.
«Скажи мне, кто твой друг» рассказывает о бывших «синоптиках».
В 60-ые годы, после того, как хрущевские разоблачения Сталина нанесли тяжкий удар американскому коммунизму, левые постепенно стали вновь поднимать голову. Этому способствовала война во Вьетнаме и движение за гражданские права чернокожих. В 1969 году фракция левой организации «Студенты за демократическое общество» откололась и объявила себя «Подпольными синоптиками» (Underground Weathermen). Название взяли из песни Боба Дилана со словами — «Тебе не нужен синоптик, чтобы знать, куда дует ветер». Для уэзерменов ветер дул в сторону «уничтожения американского империализма и установления бесклассового мира — мира коммунизма», как говорилось в одном из их манифестов. Себя они считали «подпольной революционной партией, нацеленной на свержение правительства».
«Синоптики» стали делать бомбы и взрывать их в государственных зданиях и банках, в том числе в Капитолии и в Пентагоне (в женской уборной, в день рождения Хо Ши Мина). Жертвы, по сравнению с практикой нынешних террористов, были пустяковые. Ну, ранено 28 полицейских в 1969 году в Чикаго, ну, убит один «коп», а другой лишился глаза при налете на полицейский участок в Сан-Франциско, ну, швырялись «коктейлями Молотова» в дом нью-йоркского судьи, который судил «Черных Пантер». Правда, в 1970 году готовили налет на танцевальный вечер для сержантского состава на военной базе, где жертв было бы побольше. Но бомбы, начиненные гвоздями, взорвались на квартире синоптиков и убили троих из них. Историк Харви сказал в 2003 году: «Единственной причиной, по которой за ними не числится массовых убийств, была их неумелость».
Одной из самовзорвавшихся была подружка некоего Билла Эйерса, видного «синоптика». Эйерс немного поскрывался в подполье. Потом несравненная американская Фемида обнаружила, что ФБР следило за ним и другими «бомбистами» какими-то незаконными методами, и все обвинения с них были сняты. С жены Эйерса, Бернардины Дорн, они сняты не были, и в 1980 году она сочла за лучшее сдаться властям. Те не обманули ожиданий — террористку сурово приговорили к штрафу в 1500 долларов и к трем годам полицейского надзора.
Эйерс в 1995 году заявил в одном из своих выступлений: «Может быть, я последний коммунист, который это признает» (в зале раздался смех благодарных слушателей). Дальше он сообщил, что этика коммунизма его по-прежнему привлекает, что сталинистом он не был, и любит Ленина, но меньше, чем молодого Маркса.
Эйерс написал мемуары и внес большой вклад в дело развала американской школы. Он руководствовался идеями англичанина Нийла, создавшего в 1921 году школу Саммерхилл. Принцип был в том, чтобы «приспосабливать не ребенка к школе, а школу к ребенку», и предоставить детям абсолютную свободу. Они могли сами выбирать, чему учиться и чем заниматься, а также управляли школой наравне с учителями. За воплощение этих бредовых анархистских идей в начальные школы США Эйерса сделали профессором чикагского университета. В 2010 году он собрался на пенсию, и было предложено присвоить ему звание почетного профессора. Это, несомненно, было бы проведено в жизнь, если бы одним из членов университетского совета не оказался Кристофер Кеннеди, сын покойного Роберта. Кристофер напомнил, что мемуарам Эйерса предпослано посвящение, где перечислены имена нескольких десятков пламенных революционеров. И среди них, как на грех, оказалось имя Сирхан Сирхана, застрелившего Роберта Кеннеди. Кристофер объявил, что не будет голосовать за человека, восславившего убийцу его отца, и совет единогласно завалил решение о почетном профессорстве.
Лучше всех, по-моему, подытожил достижения Эйерса журналист Сол Стерн, сказавший: «Назвать Билла Эйерса реформатором школьного образования — то же самое, что назвать Иосифа Сталина реформатором сельского хозяйства».
В 2008 году во время предвыборной кампании Барака Обамы выяснилось, что чикагцев Обаму и Эйерса связывает близкое знакомство и взаимные симпатии.
Такой человек, как Эйерс, стал героем фильма Редфорда. Режиссер сыграл его сам и изобразил его с большим сочувствием.
В начале фильма полиция с сиренами, свистками и прочими средствами устрашения арестует на бензозаправке безобидную на вид пожилую женщину. Она оказывается бывшей «уэзерменкой» Соларж, которая вообще-то на старости лет устала прятаться и решила сдаться сама. На ней висит обвинение в давнем ограблении банка, при котором был убит охранник. Играет ее неукротимая прогрессистка Сюзен Сарандон, которая с видимым удовольствием излагает в тюрьме революционные воззрения своей героини и надежды, что современная молодежь продолжит их дело.
Юный и бойкий местный репортер Бен (Шиа Ла Беф) обращается к прогрессивному адвокату Джиму Гранту (Редфорд) с вопросом, будет ли он защищать Соларж. Грант — очаровательный человек, любящий отец маленькой дочки, которую он воспитывает сам (жена умерла). Неимущих и угнетенных защищает даром. Но вести дело Соларж почему-то отказывается. Тогда репортер очень легко докапывается до истины, которую за тридцать лет не смогло обнаружить ФБР. Грант вовсе не Грант, а Ник Слоун, сам бывший «синоптик».
Передав дочку на попечение брата, Слоун уходит в бега. Но бегает не без цели. Он разыскивает некую Мими. Она его давний товарищ по партии и, как мы постепенно узнаем, товарищ очень близкий. Играет ее британская звезда Джули Кристи, вид которой привел меня в смятение. 72-летняя Кристи выглядит лет на сорок пять, но пластическая хирургия просто убила ее лицо, похожее теперь на маску.
Мими не оставила своей прогрессивной деятельности. Теперь она занимается контрабандой то ли наркотиков, то ли оружия (несомненно, ради благой цели) на своей яхте. Слоуну она нужна не только как предмет его лирических воспоминаний, но и как свидетель. Только она может подтвердить, что при ограблении банка его и рядом не было.
Фильм движется вяло, изобилует разными неинтересными персонажами — знакомыми Ника, с которыми он встречается в поисках Мими. Под ногами вертится репортер Бен, по сюжету уже не нужный. Возникает взрослая девица — плод любви Ника и Мими, удочеренная шефом полиции. Репортер в нее влюбляется. Что-то командует чернокожий начальник из ФБР.
Наконец, Ник находит Мими, и получает отказ. Она не хочет выходить из подполья. Но в последний момент, конечно, передумывает, и мы сверху видим, как ее яхта разворачивается на 180 градусов и идет на помощь беглецу.
«Синоптики» изображены как благородные идеалисты, которые в чем-то слегка заблуждались и «совершали ошибки», но фактически ни в чем не раскаиваются.
76-летний Редфорд выглядит на удивление хорошо и даже бегает. В его последних фильмах было видно, что у него ужасная кожа, но для этой картины гримеры совершили чудеса. Почти все критики не одобряют того, что по сюжету у него 11-летняя дочь (в Америке не любят большой разницы в возрасте между супругами).
А я не одобряю попытки оправдать и облагородить глупых террористических подонков в очень посредственном фильме.
На сайте «Гнилые помидоры» положительных оценок 54 процента (критики) и 51 процент (зрители).
**
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий