Молельный зал церквушки скорее похож на агитпункт. Трибуна, микрофон, наглядная агитация. На стенах несколько плакатов-постеров. Подписание Декларации независимости. На фоне американского флага крупным шрифтом слова — «раб», «цветной», «негр», «черный», «афроамериканец». Кунта Кинте — герой негритянского фольклора. И, наконец, сам Норрис Шелтон на фоне обложки его «Маленькой черной книги Америки». Шелтон — автор шести публицистических книг, но эта — самая главная. Она — политический катехизис, манифест созданного им движения American Slaves Inc. — ASI. «Инкорпорации американских рабов» стукнуло ровно десять лет. Достаточный срок, чтобы судить о жизнеспособности любого общественного движения.
В 2001 году Норрис Шелтон официально зарегистрировал ASI в Луисвилле как общественную организацию потомков американских рабов. Хотя масштабы движения пока не выходят за рамки Кентукки, ASI рассматривает себя как общенациональную организацию, представляющую интересы негритянской диаспоры всей страны. В перспективе Шелтон намерен добиться отмены всех негритянских эвфемизмов, приняв единое расовое определение нынешних черных граждан США как «потомков американских рабов» (Descendants of American Slaves). По мнению отца-основателя, предлагаемая дефиниция объективно отражает историческую правду, не содержит оскорбительных расовых характеристик и отвергает искусственные лингвистические построения, вроде надуманного словосочетания «афроамериканцы». Последнее определение Шелтон предлагает оставить для новых иммигрантов из Африки, чтобы не путать с «родовитыми» черными американцами.
Настоящим «потомком» может стать любой американец, в роду которого были предки-рабы. Для получения сертификата «потомка» надо заполнить анкету и подать заявление в офис ASI в даунтауне Луисвилла под соблазнительной вывеской «Репарации за рабство». Регистрация носит формальный, пропагандистский характер. Как утверждает Норрис Шелтон, так и так, с регистрацией членов или нет, ASI представляет интересы всех без исключения потомков американских рабов. Поэтому ASI не ведет учет членов своего движения и сторонников. Важный момент программы — ASI не предусматривает личных компенсаций за рабство предков. В случае принятия соответствующих законов, репарации должны пойти на целевые программы улучшения социально-экономической жизни «потомков». Достойное жилье, образование, здравоохранение, бизнес, карьерный лифт.
Один из постулатов «Маленькой черной книги»: «Д-р Кинг выиграл политическую войну, но не успел выиграть экономическую. «Потомки» должны подхватить упавший крест Кинга и победить в новой битве». Идеологическое обоснование репараций — рабы два с половиной века создавали общественное богатство и личные капиталы белой Америки, но после Гражданской войны их бросили в водоворот капитализма без единого цента в кармане. Выживайте, как хотите. Отсюда пошли гетто, высокий процент черной преступности и безработицы, экономическое и социальное неравенство. «Не по своей вине мы потеряли 150 лет развития. Пусть теперь виновники подтянут нас до своего уровня», — пишет в «Маленькой черной книге» автор. Шелтон отдал этой книге 15 лет и на полном серьезе считает ее данной ему свыше. А себя — пророком (prophet), интерпретатором слова Божьего.
Вопреки стереотипам безответственных черных лидеров, склонным к демагогии, 74-летний седобородый пророк Шелтон в жизни адекватный серьезный человек. Правда, с теорией у него сложные отношения. Уроженец Джорджии, он давно живет в Кентукки. О расовых проблемах знает не понаслышке. В детстве на улице играли все вместе, черные и белые. Но если белые мальчишки шли в дома черных друзей без проблем, на вход в белые дома было табу. Тем не менее, благодаря собственному уму и упорству, Норрис сумел стать успешным предпринимателем с бизнесами в Кентукки и Детройте. Длительное время сотрудничал с известной в Америке фирмой сельхозтехники John Deere. В 1987 году основал сразу три бизнеса: фирму продажи недвижимости, копировальную мастерскую и ликерный магазин. Все три работали успешно, но в связи с общественной и публицистической деятельностью, Шелтон продал два бизнеса. Оставил себе только «ликерку».
Большую часть жизни будущего пророка интересовал только бизнес. Переломный момент наступил в 1983 году. Решением Городской комиссии по развитию бизнеса меньшинств Шелтон был удостоен звания «Лучший контрактор года». На церемонии Шелтона поразил состав награжденных бизнесменов из меньшинств. В основном, белые женщины, азиаты и только один афроамериканец — он сам. Где другие? В чем причины экономической отсталости черных собратьев?
Поиск истины занял почти два десятилетия и завершился созданием в 2001 году «Инкорпорации американских рабов». Сказать, чтобы идея репараций в один момент овладела массами, как сейчас Occupy Wall Street, было бы преувеличением. Еще до ASI не одна негритянская организация пыталась содрать денежки с белых, но безуспешно. Лозунг «отсудить и поделить» не внушает доверия как белому, так и черному истеблишменту. Они прекрасно понимают, отсуженные миллиарды отнюдь не сулят негритянского счастья и процветания. Разовая фиеста — завтра все по-старому. Норрис Шелтон, с подсказки Бога, решил идти другим путем. Никакого дележа, денежки в общий котел, на общие нужды.
Для начала был составлен список главных должников — юридических и физических лиц, наживших начальный капитал на поте рабов. Он пополняется по сей день. Норрис Шелтон рассчитывает на добровольную репарацию, но не исключает возможности принятия Конгрессом «принудиловки». И, конечно же, венец желаний — признание государством своей юридической и моральной ответственности за рабство в Америке. Идея не такая уж улетная. Внутренний прецедент — американские индейцы. Международный — соглашение 1952 года между ФРГ и Израилем о выплате компенсаций евреям за Холокост и рабский труд в годы Второй мировой войны.
Пока должники еще не раскошелились, «Инкорпорация американских рабов» функционирует в основном за счет своего лидера. В одном небольшом двухэтажном здании одновременно соседствуют ликерный магазин Шелтона, офис ASI и жилье самого пророка. За счет алкогольных денег живет и церковь. Что не смущает ни Шелтона, ни его сподвижников. Для богоугодного дела все средства хороши. Менеджер магазина Дерек Барбер — одновременно вице-президент движения «потомков», а кассир Говард Бедфорд — член Политсовета.
Еще одна ирония в том, что отец-основатель движения и церкви, корректно говоря, совсем нерелигиозный человек. Но Шелтон хорошо знает своих собратьев. На партийные митинги их не затащить, а в церковь идут с охотой. Тем более — привычная, баптистская. По четвергам молельный зал превращается в танцплощадку для молодежи. В церкви вместо псалмов звучит хип-хоп и рэп. Сам Шелтон службы не ведет, но часто выступает перед паствой на любимую тему светлого будущего потомков американских рабов. Среди активистов движения «потомков» и постоянных прихожан есть несколько белых. Может, идейные, а может, рассчитывают на манну небесную в случае репараций? Кто их знает? ..
Полностью читайте статью в бумажной версии «Чайки»: информация о подписке
Добавить комментарий