Вкратце про кино

Опубликовано: 1 ноября 2002 г.
Рубрики:

ВОСЕМЬ ЖЕНЩИН (8 Women)

Режиссер Франсуа Озон. Во многих кинотеатрах.

Действие этого французского фильма развертывается, словно на сцене, восемь актрис играют в театральной манере. Это экранизация пьесы весьма известного жанра, когда персонажи (знакомые или родственники) собраны в одной комнате и проводят расследование преступления. Еще до войны в советских театрах шла подобная пьеса Пристли "Опасный поворот", а в 60-ые годы большим успехом пользовался французский фильм "Мари-Октябрь". В "Мари-Октябрь" играла обворожительная Даниэль Дарье, которой тогда было 42 года. Теперь ей 85, и она играет бабушку в "Восьми женщинах".

Жанр "закрытого семейного расследования" использовался бессчетное количество раз, поэтому режиссер Озон уже не относится к нему всерьез. Он одел актрис во "вневременные" туалеты, напоминающие 60-ые годы, и вставил в эту историю с убийством пение и танцы, как в мюзикле. Сюжет не оригинален, но крепко сколочен и держит зрительское внимание. Главный трюк - то, что здесь собраны вместе знаменитейшие звезды старшего и среднего поколения французского кино. Кроме Даниэль Дарье, это Катрин Денев, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар. Чернокожая актриса Фирмин Ришар играет служанку, две молодые исполнительницы - юных дочерей. В соответствии с духом времени в традиционный жанр подбавлены инцест и лесбийская любовь.

***

ОБАЛДЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (Punch-Drunk Love)

Режиссер Пол Томас Эндерсон. Идет везде.

Этот фильм поставил молодой режиссер, которого в Голливуде считают выдающимся талантом. Такую репутацию ему "заработали" его предыдущие картины "Boogie Nights" (1998, 3 номинации на "Оскара") и "Магнолия" (1999, главная премия Берлинского фестиваля, 3 номинации на "Оскара".) Нынешний фильм получил премию за режиссуру на фестивале в Каннах.

Эндерсон, который сам пишет для себя сценарии, сочинил эту историю для определенного исполнителя - известного комедийного актера Адама Сэндлера. Толчком для сюжета послужила статья в журнале "Тайм". Она рассказывала про некоего инженера Филипса, увидевшего рекламу пуддинга Healthy Choice, где покупателям предлагали бесплатные "воздушные мили". Филипс произвел расчеты, купил 12 тысяч порций пуддинга за 3 тысячи долларов и получил полтора миллиона миль для бесплатных полетов. Эндерсон вставил эту ситуацию в свой сценарий. Я не совсем понимаю, зачем.

Мне показалось, что "Обалделая любовь" - типичный случай, когда режиссеру нечего сказать, и он говорит это с блеском. Это небольшая история о том, как страдающий паранойей молодой человек находит счастье в любви и избавляется от страха перед миром. Почему-то режиссеру было важно, чтобы на маленькие роли семи сестер героя и его четырех врагов были взяты непрофессионалы, являющиеся родственниками между собой. Это было выполнено, но зритель этого не знает, и никакого значения для нас это не имеет. Картина считается комедией, и ее абсурдные ситуации более или менее держат зрительский интерес, но не ожидайте, что она вас рассмешит.

***

ИГРА В КЕГЛИ ЗА ШКОЛУ "КОЛАМБАЙН" (Bowling for Columbine)

Режиссер Майкл Мур

Майкл Мур - бородатый человек солидного телосложения и крайне левых взглядов. Он делает фильмы (главным образом, документальные), где выражает свою нелюбовь к "корпорациям" (то-есть, капитализму), американским властям, американской внешней политике, "богатым белым мужчинам" (одним из которых является сам) и вообще ко всему недостаточно левому. Считается, что его картины (где он сам обычно фигурирует в качестве интервьюера) очень смешные. Очевидно, у меня что-то неладно с чувством юмора, потому что я видела три его произведения и не улыбнулась ни разу. Прогрессивные киноорганизации (особенно те, что недолюбливают Америку) охотно присуждают ему награды. Фестиваль в Каннах пытался в нынешнем году увенчать его Золотой Пальмовой Ветвью, но это не удалось, и Муру присудили странную премию "в честь 55-ой годовщины фестиваля".

На создание этого фильма Мура подвигли горестные события в школе "Коламбайн", где два школьника совершили несколько убийств и покончили с собой. Мур задается вопросом: почему в Америке так часто стреляют друг в друга? Вопрос сложный, и Мур честно пытается подойти к нему с разных сторон. Однако, в итоге у него получается такой же ответ, что всегда. История США - это история геноцида индейцев и негров. Америка - агрессор и покровитель реакционных режимов. Корпорации через масс-медиа запугивают народ и наживаются на его страхе, продавая этому народу оружие. Ну, и так далее. Даже снисходительная к Муру американская критика назвала "садистским" эпизод, где Мур наносит непрошенный визит 78-летнему актеру Чарлтону Хестону, президенту NRA (Национальной ассоциации огнестрельного оружия). В руках у Мура фото 6-летней девочки, которую застрелил в школе 6-летний же негритянский мальчик. Мур утверждает, что трагедии бы не случилось, если бы мама мальчика провожала его в школу. Но маму как раз сняли с велфэра, и она была вынуждена по утрам уезжать на работу. Мур возмущен тем, что ее заставили работать. Мур обвиняет Хестона в том, что в день этого кошмарного события тот выступал на съезде своей организации. Мур с надрывом в голосе призывает Хестона вглядеться в фото несчастной девочки. Возникает ощущение неловкости и бреда...

Но, не желая быть обвиненной в предвзятости, я всячески рекомендую желающим посмотреть эту картину. Намерения у Мура благородные, проблему он поднимает важную, и, возможно, в отличие от меня, многие зрители сочтут его манеру занятной и остроумной.

***

CАМОНАВОДКА (Auto Focus)

Режиссер Пол Шрэйдер. Во многих кинотеатрах.

Очередной фильм 56-летнего режиссера, более известного как автор сценариев "Taxi Driver", "Raging Bull", "Последнее искушение Христа" (поставленных Мартином Скорсезе).

Здесь рассказана подлинная история актера Боба Крэйна, который прославился в 60-ые годы, сыграв в дурацком комедийном телесериале про американских военнопленных. Грег Киннеар превосходно исполняет роль молодого актера, добродушного и наивного, примерного отца семейства. Однако, знакомство с видеоинженером Карпентером, любителем холостых вечеринок, переворачивает всю жизнь Крейна, обнаруживает его скрытые наклонности и приводит к трагической развязке.

****


***** - замечательный фильм
**** - хороший фильм
*** - так себе
** - плохой фильм
* - кошмарный фильм