Бэнкси: уличный гений

Опубликовано: 16 апреля 2011 г.
Рубрики:

banksy-w.jpg

Якобы «Бэнкси» в документальном фильме «Выход через сувенирную лавку»
Якобы «Бэнкси» в документальном фильме «Выход через сувенирную лавку»
Якобы «Бэнкси» в документальном фильме «Выход через сувенирную лавку»
В 2010 году на экраны вышел не совсем обычный фильм, рассказывающий об уличных художниках-граффитистах, рисующих на стенах. Фильм, названный Exit Through the Gift Shop ("Выход через сувенирную лавку"), был номинирован на премию американской киноакадемии "Оскар" в категории лучший документальный полнометражный фильм года, а его автором является "самый главный" граффитист мира.

Премия досталась другому фильму, но лично меня заинтересовал не фильм, а автор — таинственный мистер Икс. Никому не известно имя этого человека, никто не видел его в лицо, хотя о самом факте его существования знает практически весь мир, а за его беззаконные творения иные ценители искусства готовы выложить, да и выкладывают сотни тысяч долларов.

Нет, какое-то имя у него конечно есть, но оно условно, как код — Banksy. Ни полиции, много лет точившей на него зуб, ни вездесущим журналистам не удается запеленговать этого неуловимого невидимку. Но зато любой желающий — от коллекционера до бомжа, может бесплатно созерцать его творения на улицах городов разных стран мира.

Поначалу ему приходилось прятаться ото всех, творя под покровом ночи, по вполне понятным причинам — пачкание стен граффити криминально наказуемо. И если бы его поймали за запретным занятием, то непременно посадили бы за решетку. Но это было вначале. Теперь же он — самый знаменитый художник-граффитист в мире, идол и кумир всех "пачкунов" от Англии до Австралии, работающих в том же стиле и ему подражающих.

Несмотря на обретенную известность и признание, ему, видно, так понравилось интриговать и разыгрывать людей, неожиданно начавших проявлять к его творчеству и соответственно к его персоне повышенный интерес, что он ни только не спешит показаться в подлинном обличьи, но и превратил инкогнито в свой имидж.

Достаточно рассказать недавнюю историю с интернет-аукционом eBay, чтобы представить степень любопытства, которую этому оригиналу удалось к себе разжечь. В январе на eBay был выставлен на продажу необычный лот — настоящее имя Бэнкси. Не назвавший себя продавец, зарегистрировавшийся под псевдонимом Jaybuysthings, так описал предлагаемый "товар":

woman-w.jpg

Бэнкси «Уборщица»
Бэнкси «Уборщица»
Бэнкси «Уборщица»
"Я вычислил его личность, сверяя данные о продажах его работ с налоговыми записями. Больше деталей я не раскрою. Победитель аукциона будет единственным в мире человеком, с которым я когда-либо поделюсь этой информацией. На бумаге будет указано только имя и ни слова больше. Я даю вам 100-процентную гарантию, что это наиболее вероятное имя Бэнкси".

Стартовая цена имени была определена в 3 тысячи долларов. Думаете это кого-то смутило? Ничего подобного. Ставки росли с небывалой быстротой. И когда цена обещанного клочка бумаги достигла... миллиона долларов ($999999), лот был снят с аукциона анонимным продавцом, не польстившимся даже на такие деньги... Высказываются предположения, и скорее всего именно так оно и было, что под Jaybuysthings скрывался сам Бэнкси, решивший, видимо, проверить, чего он стоит. Тем более, что розыгрыши — его второе после граффити хобби.

Итак, некто, называющий себя Бэнкси, — это скандально известный британский художник андерграунда, арт-провокатор, как его называют, чья личность до сих пор не установлена. Обо всем, что касается его биографии, споры вокруг которой не прекращаются, следует писать с оговоркой "вроде бы".

Одни журналисты, якобы сумевшие взять у него интервью, называли его Робертом или Робином Бэнксом, другие — Робином Ганнингхэмом. Говорят, что он родился где-то под Бристолем в 1974 или 1978 году. Граффити увлекся лет 14-18 назад. После какого-то, полученного от жизни, урока решил, что соблюдать законы — дело бесполезное и неблагодарное, после чего и начал с чистой совестью пачкать городские стены. В процессе этих развлечений у уличного граффитиста прорезался недюжинный талант художника и ярко выраженная гражданская позиция — социально-политическая. За свои настенные пассажи он приобрел репутацию "арт-террориста".

В Англии, как собственно и везде, с ним и ему подобными пытались бороться, расценивая его деятельность не как творчество, а как вандализм. В 2004-м по инициативе премьер-министра Тони Блэра и нескольких депутатов британского парламента была создана оперативная группа "За чистую Британию", призванная бороться с граффити. Уличным художникам, в случае задержания, отныне грозил тюремный срок до 10 лет.

Это заставило Бэнкси действовать с удвоенной осторожностью, выходить на свой художественный промысел только по ночам. А чтобы поменьше светиться на улице и не угодить в лапы полицейских, он начал пользоваться трафаретом, значительно ускорившим творческий процесс. В основном его художества замазывали, закрашивали, смывали, как всякое уличное граффити. Но некоторые работы были настолько хороши и уместны, настолько остроумны и талантливы, что у властей и хозяев оскверненной им недвижимости просто рука не шла их уничтожать. А в Бристоле они приобрели даже статус местной достопримечательности.

Так, в 2006 году на глухой стене сексологической клиники в одно прекрасное утро появилась целая композиция: в нарисованном открытом окне стоит муж, пристально глядя наружу, будто кого высматривает. Позади виновато прячется полуодетая жена. А снаружи, зацепившись за косяк окна, на одной руке висит голый мужчина... Городские власти не просто сохранили это творение. Когда три года спустя неизвестные вандалы "расстреляли" картину краской из пейнтбольного ружья, ее тщательно восстановили.

Бэнкси, видимо, по натуре бунтарь и борец. Когда миру стало известно, что на базе в Гуантанамо заключенных пытают, Бэнкси отреагировал целой серией граффити на эту тему. В 2007-м он установил надувную фигуру заключенного из Гуантанамо в калифорнийском Диснейленде. Его ответом на переговоры о климате в Копенгагене в 2009-м стало еще одно граффити: тонущая в воде надпись: "Я не верю в глобальное потепление".

Одну из работ Бэнкси, посвященную урагану "Катрина" и названную автором NOLA, в конце марта этого года решено было продать на лондонском аукционе Bonhams со стартовой ценой 50-80 тысяч фунтов стерлингов. Композиция в точности повторяет другую его работу — знаменитую девочку под зонтом, только на нью-орлеановской — струи дождя не черные, а красные. Побывав в 2008 году в Новом Орлеане и увидев, как мало сделано за три года для его восстановления, Бэнкси оставил на стенах домов с десяток рисунков, отражающих его гражданскую позицию.

Весной 2010 года журнал "Тайм" включил Бэнкси в список ста наиболее влиятельных людей мира.

Вне сомнения человек, скрывающийся под псевдонимом, — талантливый художник, хотя далеко не все его творения можно отнести к искусству. Иные мало чем отличаются от простого подросткового вандализма. Но, тем не менее, его уличные шедевры неожиданно вызвали широкий общественный резонанс. Если одни считают их "раскрученной, банальной пустышкой", то другие — чуть ли не шедеврами. О нем говорят, о нем спорят и пишут и, главное, — его покупают.

Поняв, что творчество его востребовано, Бэнкси начал рисовать уже не только на стенах чужих домов. В частности — занялся станковой живописью, скульптурой, разного рода инсталляциями. Теперь его работы раскупаются на аукционах мгновенно, по цене от 50 до 600 тысяч долларов в США и до полумиллиона фунтов стерлингов у художника на Родине. А одна — Keep It Spotless, была продана за 1,8 млн. долларов.

Но и став знаменитым, он по-прежнему ревностно оберегает свое инкогнито — не общается с журналистами, не дает интервью. И даже на выставках участвует анонимно, через своих агентов. Поп-певец Джордж Майкл решил сделать заказ Бэнкси через его веб-сайт, попросив расписать стену его частного дома за 2 млн. долларов, но с условием: художник должен показаться ему лично. Бэнкси ответил отказом.

Наблюдая как бы со стороны, как резво расходятся на аукционах его работы и даже отпечатки с граффити, как начали приобретать их знаменитые голливудские артисты, бизнесмены и коллекционеры с мировым именем, Бэнкси поместил на своем сайте очередную картинку, изобразив свою работу, продаваемую на аукционе, а поверх написал: "Не могу поверить, что вы, придурки, покупаете это дерьмо". Реакция на дерзкий выпад художника была весьма своеобразной — оттиски с "нового шедевра" распродавались на аукционах по несколько тысяч фунтов стерлингов за штуку.

Отказав, видимо, себе в праве открыто общаться с людьми, Бэнкси, помимо собственного сайта и улично-выставочного творчества, выражает себя и письменно. Он уже выпустил за свой счет несколько книг, где, помимо репродукций его работ, прослеживается влечение автора к афоризмам собственного производства. Так, в его первой книге Banging Your Head Against a Brick Wall ("Биться головой о кирпичную стену") можно прочесть: "Каждый, призывающий к сохранению смертной казни, должен быть казнен", "От людей, встающих рано по утрам — война, смерть да голод", "Даже если ты победишь в крысином забеге, ты все равно останешься крысой".

Этот человек, похоже, во всем мыслит нестандартно, во всем оригинален или пытается оригинальничать. Любит не только разыгрывать, но и шокировать, удивлять, эпатировать, смешить. Но за всеми его проделками, как правило, скрыта социальная или политическая подоплека. Семь лет назад он за одну ночь умудрился установить в Лондоне двухтонную скульптурную копию "Мыслителя" Родена, с дорожным конусом вместо головы.

Сделал целую партию фальшивых фунтов стерлингов так, что не отличить от настоящих, заменив изображение королевы Елизаветы Второй на портрет принцессы Дианы. Одно из его любимых занятий — незаметно пристраивать свои работы среди музейных экспозиций крупнейших музеев Англии и США. Так он пронес в один из лондонских музеев свою копию известной картины Клода Моне "Пруд с водяными лилиями" (The Water-Lily Pond), прекрасно прописанную, но отличавшуюся от оригинала тем, что на поверхности лучезарного озера плавал мусор и тележки из супермаркета.

Особенно хорошо сработала его проделка с наскальными рисунками. Он умудрился незаметно наклеить свой вариант на настоящий, и работники Британского музея только на восьмой день заметили подделку. Экспертам-искусствоведам она так понравилась, что ее включили в постоянную экспозицию музея. И с этого момента, как считают, к Бэнкси пришла международная известность. Теперь его работы выставляются в Бристольском музее Объединенного Королевства на вполне легальном основании. Вот только познакомиться с их автором у посетителей музея по-прежнему нет шансов.

Его граффити на улицах уже не только не замазывают, а закрывают стеклом. А дом с его рисунком как минимум вдвое подскакивает в цене. Бэнкси стал самым высокооплачиваемым граффитистом в мире.

Пять граффити Бэнкси, помещенных им в разных местах Лондона — на старых домах и заборах, были вырезаны и выставлены на торги в Британском аукционном доме Lyon and Turnbull со стартовой ценой 200-275 тысяч фунтов стерлингов. Специально созданная комиссия запросила Бэнкси через пресс-службу подтвердить их подлинность. Но он — в знак протеста — отказался признать себя их автором, а, следовательно, отказался и от денег, которые за них выручат. "Мои рисунки должны находиться на улицах, а не изыматься оттуда ради получения прибыли", — заявил он. Для Бэнкси арт-провокатора важны не прибыли, а возможность высказаться, и чтобы то, что он хочет сказать, увидело и поняло хотя бы энное количество людей.

Отметил великовозрастный шалун своим незримым присутствием Бристольский и Лондонский зоопарки, лондонскую галерею "Тэйт", "Метрополитен", Бруклинский музей, Нью-йоркский музей современной истории... Пробовал даже разрисовывать живых животных, свиней и слонов, в частности. Но за это его по головке не погладили — даже заочно.

Прибыв инкогнито на последнюю церемонию вручения "Оскара" и незримо на ней поприсутствовав, пройдя незамеченным по красной дорожке — номинант как ни как, он оставил Лос-Анджелесу свои "визитные карточки" — три рисунка, чудесным образом появившиеся за одну ночь: на бульваре Сансет, в Беверли-Хиллз и в Вествуде.

Лично мне они совсем не понравились. На рекламном щите бульвара Сансет он подрисовал Микки-Мауса и Минни-Мауса. На одном из домов в Беверли-Хиллз появилась невоспитанная собака, пардон, "описавшая" всю стену желтой краской, а в Вествуде — мальчик с пулеметом в руках. О том, что эти художества принадлежат именно Бэнкси, интересующиеся его искусством узнали не только по характерному стилю художника, но и через его официальный сайт — рисунки появились там на второй день после того, как заняли отнюдь не предназначавшееся им место на улицах Лос-Анджелеса.

Фильм Бэнкси, "Выход через сувенирную лавку", выдержанный в легкой комедийной манере, рассказывает, как упоминалось вначале, о художниках андеграунда, таких же, как и он граффитистах, причем, самых лучших из них и известных, и о том, каким гонениям и преследованиям они подвергаются в процессе своего незаконного творчества.

Сам Бэнкси не только был его режиссером, но и снимался в своей собственной роли художника-граффитиста. При этом голос его был изменен, а лицо не показано.

Остается не очень понятным, честно говоря, как может он остаться неопознанным, если с ним работала целая съемочная группа? Хоть один из них да должен был проколоться? Да и папарацци вроде бы не дремлют... Снимать фильм целой группой — это же не рисовать в одиночку по ночам. Где тут правда, а где обыкновенный пиар — разобраться сложно. Да и не в том, наверное, суть. Суть в другом — художник он, как бы его ни звали, действительно стоящий.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки