В мае 2010 года правительство США официально принесло извинения "от имени народа Соединенных Штатов Америки" коренным жителям континента за совершенные некогда по отношению к их предкам преступления — "многочисленные случаи насилия, жестокого обращения и пренебрежения", за "непродуманную политику, годы официальных преследований", крупномасштабный грабеж земель и нарушения уже достигнутых соглашений. Соответствующую резолюцию Конгресса подготовили сенаторы Сэм Браунбек и Джим Макдермотт, и они же торжественно зачитали ее в присутствии пяти вождей индейских племен — чероки, чокто, маскоджи, сиссетон уопетон ойяте и пони.
Комментируя позднее данную акцию, Браунбэк подчеркнул, что индейцы не требовали от них специальных извинений — инициатива исходила от членов Конгресса. Церемония проходила в столице США, Вашингтоне, на кладбище Конгресса. "Трудно приносить извинения, а бывает, что не менее трудно и согласиться на них!" — заметил по этому поводу один из конгрессменов.
Данная резолюция отнюдь не означает, что правительство США дает добро на встречные иски и требования со стороны индейцев. Законодатели подчеркнули, что их извинения — исключительно символический жест доброй воли, который, однако, может лечь в основу новых обязательств федерального правительства перед коренными народами страны.
История колонизации Америки, начиная с экспедиции Христофора Колумба, известна каждому школьнику. История есть история — по принципу: из песни слов не выкинешь. Но мало найдется в мире государств, пытающихся задним числом исправить ошибки своих дальних предшественников. Америка в этом отношении, можно сказать, приятное исключение. Она до сих пор чувствует себя виноватой перед чернокожим населением страны за минувшее рабство и так рьяно стремится искупить эту вину, что, скажем, при приеме на работу или в учебное заведение теперь уже страдающей стороной оказываются белые американцы. А среди чернокожих, получающих государственные пособия, часто процветают безделие, уличный бандитизм, наркомания и прочие прелести.
На индейских племенах американское замаливание грехов не сказалось аналогичным образом лишь по той причине, что у них иная ментальность, что они по-прежнему объединены в племена и ведут замкнутый образ жизни. Хотя и в резервациях хватает ничего-не-делателей и пьяниц. Конечно, миллионных особняков государство им не строит, машин не покупает и в золото не одевает. Но каждый индеец (если он проживает в резервации) получает от государства пособие, которое позволяет ему сносно существовать и быть сытым. А остальное уже зависит от активности и трудоспособности коренного жителя.
Причем права современных аборигенов Америки давно уже практически ничем не ограничены, включая и свободу расселения. Насильно в изоляции их никто не удерживает. Они имеют право жить, где хотят и как хотят — смешиваться с остальным населением, учиться, работать и т.д. Вот только за пределами резервации индейцы становятся "как все". Тут-то и зарыта собака. Основная масса, не желая терять свои льготы, предпочитает оставаться в резервациях, "влача полуголодное существование".
В честь индейцев...
Американская сентиментальность порою просто умилительна. Истребив в свое время едва ли не 9/10 всего коренного населения и завладев их землей, колонисты щедро присваивают рекам, горам, долинам, ущельям и даже своим городам индейские названия. Достаточно сказать, что 26 из 50 штатов США носят индейские названия. Вспомним лишь несколько из них: Аризона — "источник", Вайоминг — "изменчивые горы и долины", Канзас — "люди южного ветра", Кентукки — "завтрашняя страна", Массачусетс — "маленькое место на большом холме", Миннесота — "небесно-голубая вода" и т.д.
Сиэтл, крупнейший город на северо-западе США, был назван в честь индейского вождя Сиэтла, завоевавшего авторитет как среди соплеменников, так и среди белых тем, что отстаивал политику мирного сосуществования с белыми поселенцами. А самое высокое дерево на Земле — секвойя, носит имя другого индейца, вождя. Секвойя, вождь племени ирокезов, известен тем, что, обучившись грамоте у колонистов, впервые создал письменность для своего народа.
Более того, бледнолицые даже возводят памятники краснокожим. Самыми первыми памятниками — литературными, можно назвать романы Фенимора Купера ("Пионеры", "Последний из могикан", "Прерия", "Следопыт", "Зверобой"), Майн Рида ("Всадник без головы", "Оцеола, вождь семинолов", "Охотники за скальпами") и многих других. Их творения заставили весь мир не только узнать о трагической судьбе коренных жителей Америки, но и полюбить их — гордых, независимых, бесстрашных и благородных.
Рядом с городом Куперстаун, в Северной Дакоте, где похоронен писатель, герою его эпопеи, Натти Бампо (или Кожаному Чулку, как его назвали индейцы), установлен памятник. А на могиле Майн Рида, на лондонском кладбище Кенсол Грин, на мраморной глыбе высечены скрещенные перо и шпага, и строки из его романа о техасской прерии: "Это сорняковая прерия, ее назвали так по ошибке, она — райский сад".
В штате Колорадо, в местечке Сенд-Крик, с некоторых пор появился исторический монумент. Его история вкратце такова. В 1864 году отряд кавалеристов уничтожил 163 индейцев — женщин, подростков, детей. С тех пор жители племени шайеннов постоянно "слышат голоса убиенных", ощущают их присутствие и давно уже просят вернуть им этот участок земли, чтобы с помощью магических обрядов успокоить неприкаянные души.
Один богатый американец выкупил землю и передал ее в дар шайеннам. Совершив необходимый ритуал, индейцы сдали землю в аренду соседнему парку. И федеральная Служба национальных парков США воздвигла на площади в 12,5 тыс. акров первый в истории страны памятник жертвам коренных жителей материка.
Святые места не продаются...
Другой памятник (правда, в силу своей грандиозности, до сих пор незавершенный) находится, в районе Блэк-Хиллс, рядом с парком Кастера (штат Южная Дакота), известном гигантскими ликами четырех президентов Америки, вырубленными прямо в скале.
Блэк-Хиллс для индейцев племени лакота-сиу и других коренных жителей — святые места (гора их Шести Праотцов), а Джордж Кастер, именем которого назван парк, антигерой номер один. Возглавляемая им кавалерия чуть было не уничтожила их физически, если бы не отчаянно храбрый вождь племени сиу по имени Бешеный Конь (Crazy Horse). Он поднял восстание и перебил всю кавалерию Кастера, вместе с ним самим. Но вскоре и сам был коварно убит колонистами, превратившись в легенду, в национального героя.
Со многим вынужденно мирились коренные жители, но с потерей своих святынь смириться не могут по сей день, время от времени требуя вернуть им отнятое. Белый дом пробовал даже откупиться от них. В 1980-м по решению Верховного суда на счет племени лакота-сиу федеральное правительство перевело 106 млн. долларов, но индейцы, несмотря на свое бедственное положение, от компенсации гордо отказались, заявив, что святые места не продаются, что им нужна сама земля. Деньги так и остались лежать на их счету, и первоначальная сумма за минувшие 30 лет превратилась в 757 млн. долларов.
Как известно, автором мемориала четырем президентам является Гатсун Борглум. А его продолжателем стал другой скульптор-монументалист, поляк Корчак Зюлковски. Выбрав вместе с вождями гору в 8 милях от Монумента Рашмор, он выкупил ее на собственные деньги. Поселившись с молодой женой в походной армейской палатке у подножия горы, он безотлагательно приступил к работе. Согласно его замыслу, конная скульптура должна иметь 195 м в длину и 172 м в высоту. Одна только голова — высотой с 10-этажный дом. А на его простертой вперед руке могло бы разместиться 4 тыс. человек.
Из принадлежавшей Корчаку мраморной глыбы он изваял эскиз будущего монумента в 1/34 натуральной величины — наполовину проступающая из скалы фигура коня с всадником. Зюлковски умер в 1982 году, даже отдаленно не завершив работу (успев выточить в скале только лицо вождя и наметить общий силуэт). И, тем не менее, он вошел в историю как создатель наикрупнейшего в мире мемориала. Начатое дело продолжают дети и внуки скульптора.
Индейский игорный бизнес
Конечно же, не памятники и не названия штатов определяют отношения между бледнолицыми и краснокожими в наши дни. Правительство США делает все возможное, чтобы загладить свою вину, одаривая индейцев бесчисленными привилегиями. Например, их не призывают в армию, даже в случае всеобщей мобилизации (хотя многие из них зарекомендовали себя как отличные воины во Второй Мировой войне и во Вьетнамской — на добровольных началах). В резервациях не действуют законы штатов. У них своя система управления, свои племенные суды и правоохранительные органы, свои законы, обычаи и правила.
Но при этом жители резерваций получают всевозможные субсидии и льготы от правительства страны, для них созданы специальные программы, пособия. Территория резерваций и все, что на ней выращивается или строится, то есть доходы от земли, не облагаются налогами, что и явилось очень удобной лазейкой для игорного бизнеса, захватывающего резервацию за резервацией и распространившегося по всей стране.
Между Лос-Анджелесом и Палм-Спринг обитает индейское племя моронго, когда-то едва сводившее концы с концами, а ныне самое богатое в штате. В 1983 году оно первым открыло скромное казино, которое только за один год принесло ему прибыль в 350 млн. долларов, что позволило индейцам выкупить соседний с резервацией Миллардский каньон, некогда принадлежавший племени, и, вложив 250 млн. долларов в строительство, создать шикарный игорный город-курорт с современнейшим 23-этажным отелем "Моронго", величественно возвышающимся над всей округой. По аналогичному сценарию развиваются и другие резервации.
Их пробные шатры-казино повсеместно преобразуются в курортно-игорные комплексы со всем набором современной атрибутики лас-вегасского образца. Ну разве что скульптур и слепящей глаза мишуры поменьше. А в остальном — помимо собственно казино и отеля, концертные залы — открытые и закрытые, спортзалы, площадки для гольфа, оздоровительные spa-комплексы, бассейны с джакузи, рестораны, сувенирные магазины и даже этнические музеи — для экзотики.
Средняя прибыль от одного казино — только от слот-машин, составляет 185 млн. долларов в год. Сегодня индейский игорный бизнес — это мощная индустрия, в которой далеко не последнюю роль играют бледнолицые финансовые магнаты. Его совокупный годовой оборот уже перевалил за 20 млрд. долларов. Согласно данным Национальной ассоциации индейского игорного бизнеса (National Indian Gaming Association), индейский бизнес азартных игр предоставил неиндейцам 300 тысяч рабочих мест — явление беспрецедентное. Доходы настолько велики, что некоторые резервации даже начали вкладывать средства в нетрадиционные для индейцев крупные бизнесы.
Аналогичная картина наблюдается в США повсеместно: резервации отныне не только кормятся, но и процветают за счет более 400 казино, число которых неуклонно растет. Гигантский монстр-мутант под названием "индейский игорный бизнес" обирает, разоряет и разлагает все большее количество потомков колонизаторов, будто задавшись целью отыграться за застарелые обиды. Впрочем, попутно индейцы разлагаются сами, поскольку играют с тем же азартом, что и их гости.
Удивительная метаморфоза: американские граждане и целые армии иммигрантов, еще пару десятков лет назад вряд ли и помнившие о существовании тех, кого когда-то, мягко говоря, потеснили, и уж тем более даже не помышлявшие о том, чтобы протянуть им руку помощи, теперь толпами везут им свои деньги — не лишние, а заработанные потом и кровью.
Нам этого мало: хотим большей автономии и денежных компенсаций
Получается, не бедность толкает индейцев на самоопределение, а запах больших денег, манной небесной обрушившихся на них. Не случайно одним из первых заявлений, сделанных делегатами лакоты был отказ платить налоги федеральному правительству. Следующим шагом станут иски, представленные в национальные и международные органы на основании собранных документов о "незаконной добыче сырья", о "непрекращающихся кражах земель", о "суровых условиях жизни коренного народа".
Первым, так сказать, пробным — не камешком, а увесистым булыжником на данной стезе был коллективный иск от имени 300 тысяч индейцев — самый крупный за всю историю страны, поданный в январе 2003 года в федеральный суд США, когда истцы потребовали от правительства вернуть им долг в размере... 137,2 миллиардов долларов. Каким образом могла набежать такая гигантская сумма?
В 1871 году Конгресс США издал закон об индейских резервациях, объявив их земли общественной собственностью, не подлежащей купле-продаже. Но как только на отданных под резервации землях обнаружили полезные ископаемые — уголь, серебро, золото, нефть — был издан новый закон, согласно которому принадлежащая индейцам земля делается частной собственностью, а, следовательно, ее можно купить и продать. И шустрые бледнолицые аферисты скупают за бесценок у краснокожих изгоев земли их резерваций — участок за участком.
За 40 лет после принятия последнего закона индейцы лишились таким путем 63 процентов выделенных им земель. Они пытались отстаивать свои права с оружием в руках, но поняв, с кем тягаются, на долгие годы смирились, влача полунищенское существование.
И вот теперь — первая ласточка: индейцы лакота пригрозили, что "если США не проявят доброй воли в вопросе возрождения нации", они воспользуются "правом на удержание имущества за долги". Надо понимать, начнут присваивать на территории своих резерваций федеральную собственность...
За первым шагом последовал второй — крупное сообщество индейских племен официально заявило о своем выходе из состава США, вызвав тем самым шумный резонанс во всем мире. Но только не в самих Штатах. Белый дом хранил молчание, никак не отреагировав, а вернее — проигнорировав вызов краснокожих аборигенов.
Совет старейшин семи племен лакоты (70 тысяч человек), проживающих на территории пяти штатов США — Небраски, Южной и Северной Дакоты, Монтаны и Вайоминга, направили официальное уведомление в Госдепартамент США о своем одностороннем решении выделиться в самостоятельное государство — "страну Лакота", подчеркнув, что отныне считают недействительными договора, заключенные их предками с правительством США около 150 лет назад. Но, похоже, не получив ожидаемой поддержки, краснокожие бунтари пока что угомонились. По крайней мере, сведений о дальнейшем развитии событий в прессу не поступало.
На сегодняшний день на территории США, примерно в 300 резервациях проживает два миллиона индейцев. 562 племени контролируют 225 тысяч квадратных километров территории страны. Не подстегнет ли их повинившееся от имени народа американское правительство к активизации дальнейших действий?
Добавить комментарий