Саша Немировский. "Партитура пейзажа". Woodside Publishing, USA, California, Woodside, 2019
Имя Саши Немировского, русскоязычного поэта, живущего в Америке, уже много лет появляется на страницах литературных изданий и поэтических альманахов в США, Канаде, Франции, Германии, Финляндии, России, интернете. Его творчество известно любителям современной поэзии не только благодаря регулярным публикациям стихов (в том числе и в журнале «Чайка»). Поэт притягивает внимание читателей «лица не общим выраженьем», которое присуще Немировскому-человеку – путешественнику, скалолазу, программисту, писателю, и Немировскому-поэту, обладающему ярко выраженной индивидуальностью.
Я живу в нереальном мире реальных чисел
словом, чей смысл
утрачен, так что звук потерял опору.
...Многократно
вычтенный, умноженный,
поделенный
я бреду к миражу успеха за глотком терпкого
напитка счастья.
(«Игра», фрагмент).
Так поэт представляет себя читателю в первом стихотворении его нового, седьмого по счету, сборника «Партитура пейзажа», написанного в ранее созданном им поэтическом стиле «джаз-поэзия».
Партитура Пейзажа... Джаз-Поэзия... Сразу же напрашивается вопрос: нет ли здесь путаницы в порядке слов? Насколько привычнее для уха словосочетание «партитура джаза» и «поэзия пейзажа». «Ну и выдумщик этот Саша!» - подумала я, но не удивилась, потому что давно знаю стихи этого талантливого поэта, всегда интересного именно непредсказуемостью образов, метафор, рифм. В общем, измена традиции в названиях книги и стиля не была для меня неожиданностью, но над их смыслами пришлось задуматься.
Понятно, что почти каждый пейзаж полон живой музыки - птичьего пения, журчанья ручья, грозовых раскатов, мелодий пастушей трубочки или какофонии звуков, наполняющих современный город. Свои впечатления от встреч с пейзажем - возникшие ассоциации, мысли - поэт опишет в стихах. Услышанную им музыку он тоже может передать, но - словами. Ведь слово – единственный инструмент поэта. Конечно, звучность найденных слов и гармоничное их сочетание, рифма, ритм, интонация т.е. все, что роднит поэзию с музыкой, проявится в талантливо написанных стихах. Чуткий к слову читатель, разделяя авторское настроение - радостное, горестное, взволнованное, задумчивое, - представит себе этот пейзаж, а, если читатель к тому же окажется от природы человеком музыкальным, он даже может - мысленно или в действительности - сочинить мелодию, близкую настроению стиха. Так обстоит дело с традиционно написанными рифмованными стихами и примеров таких музыкальных стихов множество.
Но время трансформирует мир, и искусства не остаются в стороне, они первыми сигналят обществу о грядущих изменениях, обновляя язык,создавая новые стили и формы. Так в музыке появился джаз, а в поэзии верлибр потеснил традиционную форму, а затем появился стих, не имеющий постоянного размера, но в отличие от свободного стиха имеющий рифмы. Тонкая и сложная звуковая организация стиха этого жанра привлекла Сашу Немировского – человека, умеющего слышать музыку (потому и поэт) и при этом отвечающего на вызовы.
Немировский намеренно не пользуется строгой рифмой. Рифмы в его стихах, не будучи стесненными и жестко ограниченными ритмом и размером, перетекают друг в друга вдоль всего текста, мутируют, обогащая описываемый пейзаж или текст эмоциональными всплесками и неожиданными смыслами. В звучании написанных так стихов поэт уловил свободно льющуюся музыку джаза – музыку настроения, эмоций, импровизации - и наименовал этот стиль «джаз-поэзия». Вот почему, предполагаю я, в названии этой книжки появилось слово «партитура», которое сразу же настраивает ожидания и слух читателя на музыку, напоминает о кровной связи между поэзией и музыкой вообще и, конкретно, о музыкальной аналогии авторских стихов с джазом.
Я хочу поделится с читателями стихов Немировского своим опытом: здесь очень важны смысловые интонации, но улавливание их может отвлечь от собственно звучания слов, создающих музыку. Поэтому, чтобы полностью погрузиться в джаз, звучащий в этих стихах, хорошо читать их вслух, а еще лучше услышать стихи в исполнении автора (аудиозаписи имеются в журналах «Чайка», «Западное побережье», в интернете).
По мнению Немировского, «джаз-форма» особенно удобна при описании пейзажей, для коротких зарисовок, передачи острых впечатлений. Не поэтому ли поэт всегда настороже: «Палитра замешана, кисти отточены, холст натянут. Люди, их улыбки, походка, айсберги небоскребов, машины – все идет в дело, лишь бы мелодия легла точно, лишь бы гармония увиденного была передана, захвачена в застывшем времени... Человек и природа как бы солист и оркестр. Они звучат в гармонии данного пейзажа, они резонируют и оба светятся, и свет одного перетекает в другого» - рассказывает поэт в эссе «Вдвоем с Сизифом».
Сквозь гомон детворы,
что оживляет вековые камни,
вдруг ржанье лошади –
туристский фаэтон, бредущий в гору.
Отдача эха в кельях бывшего монастыря.
Я чувствую себя здесь в панораме
времен, как их хранитель,
строго говоря,
не потому, что помню прошлое,
а потому, что я есть прошлое, зависшее
на нити
в настоящем,
с надеждой, что не зря.
(«Сентябрь в Палмеле», фрагмент).
Историю возникновения стиля и подробное объяснение техники написания стиха Немировский приводит в другом своем эссе «Музыка формы». Не буду «грузить» читателя пересказом теории – оба эссе приведены в его книге. Они не только подробно знакомят с теорией «джаз-поэзии», но и открывают читателю другие грани таланта Саши Немировского - как теоретика стихосложения и как незаурядного стилиста в прозе.
Поскольку речь идет о пейзаже, то нельзя обойти вопрос о «живописных» находках поэта. Однако, если кто-то ждёт в его пейзажах ярких красок, то они здесь редки, доминируют белые, прозрачные, серые – цвета воды, снега, гор, облаков, воздушной дымки.
Водопады из рек
Сходят в озеро возле отеля.
Здание в стиле прошедшей эпохи.
Бухта. Плёс.
Ледники набегают волной по прозрачной воде.
Силуэт Вильгельм Телля –
памятник у новостройки.
Белый лебедь скользит и балетною пачкою хвост.
Па-де-де.
И, конечно, симфония просится
в нотную запись. Подыграть этой птице-царевне
мелодию снега и тему крыла.
В вышине гнутся горы колосьями.
Дует время сквозь щербатые гребни.
А про все остальное история соврала.
(«Швейцарская открытка», фрагмент.
Полный текст см. в журнале «Чайка»).
Как видим, «открытки» Саши Немировского не пестрят яркими красками, но это нисколько не обедняет его пейзажи. Поэт находит для них другие, неожиданные и захватывающе интересные смысловые, музыкальные, архитектурные ассоциации, он так искусно вплетает их в ткань стиха, что мы не только «видим» пейзаж, но и «слышим» «песекну трубы по джазу жизни».
Январь.
Полыхающие цветы магнолии –
как чайный сервиз, накрытый на ветках без листьев.
Как увертюра тепла. То ли
так бликует фонарь,
что они отражаются в твоих глазах, то ли
новогодняя ночь вообще лишена смысла.
(«Новый Год», фрагмент).
В этом фрагменте цвет магнолий не обозначен, он заменен эпитетом полыхающие. Возможно, цветы магнолии были такими ослепительно белыми, что полыхали даже в темноте, а, возможно, «так бликует фонарь» и под этими бликами белые цветы вспыхивают золотом и пурпуром. Какой изысканный натюрморт - «чайный сервиз, накрытый на ветках без листьев» - вдруг возникает на наших глазах в этом новогоднем пейзаже. И возникает он не просто так, ведь новогодняя ночь это – «наряжённая ель плюс тепло близких» и «обещание, что все будет хорошо. Без сомнения». Вот почему цветы магнолии ассоциируются у поэта с «чайным сервизом» как «увертюра тепла»? А если все это только игра света и тени, то тогда «новогодняя ночь вообще лишена смысла». Это мое толкование ассоциаций поэта и я не уверена, что оно точно совпадает с замыслом автора, ведь Саша Немировский - поэт непредсказуемый, что делает его творчество особенно интересным.
В новаторской, созвучной времени джаз-поэзии Немировского, мысль и мелодия, соединяясь, дарят читателю мощный эмоциональный заряд и, по свойству большой поэзии, меняют привычный угол зрения на сюжеты и пейзажи так, что «...печали и радости выглядят иначе. Печали мельче, а радости больше». Такое изменение масштаба, по утверждению поэта, «и есть другая реальность, в которой можно жить дальше» («Вдвоем с Сизифом»). Это - редкое умение.
Большая удача, на мой взгляд, - графические листы художника Павла Тайбера. Его многосмысловые, черно-белые иллюстрации гармонично связались с графикой печатного текста, который, по сути, и есть черно-белая «партитура» стихов. Не пересказывая поэтические сюжеты, рисунки Тайбера, вдохновленного джаз-поэзией, точно попадают в резонанс с эмоциональным настроем стихов.
Содержательная, наполненная неожиданными ракурсами и интересными суждениями книга Саши Немировского «Партитура пейзажа» заслуживает внимания самых взыскательных читателей и особенно тех, кто любит интеллектуальный вызов.
Добавить комментарий